"Правславие, образование и воспитание молодежи: духовные основы взаимодействия"
27-28 ноября 2009 г. в Липецке состоялись пятые Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения. В этом году они впервые проходили в Липецком государственном педагогическом университете.
Это был диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций на тему «Православие, образование и воспитание молодежи: духовные основы взаимодействия». Выбор главной темы Чтений указывает на особую актуальность вопросов духовно-нравственного просвещения и перспектив изучения духовной культуры в светских учебных заведениях. Это тем более важно, что 1 декабря 2007 года в Государственный образовательный стандарт Российской Федерации в ст.14 («Требования к содержанию образования») введен абзац: «Воспитание духовно-нравственной личности».
Пленарное заседание Чтений проходило в актовом зале, там собрались представители Русской Православной Церкви, администрации области и города, руководители сферы образования, высшей школы, здравоохранения – люди, словом и делом призванные решать важные задачи нравственного воспитания личности, его духовного и физического здоровья, укрепления многовековых исторических, культурных традиций, которыми по праву славилась наша страна. Этот форум призван стать (и становится) неотъемлемой частью многосторонней работы по воспитанию высоконравственной личности на основе лучших принципов отечественной педагогики, в духе святоотеческой культуры. Именно в деятельном возвращении к этим традициям лежит основа истинного и прочного возрождения России, какой бы сферы это ни касалось: политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения.
В приветственном слове собранию Преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий, сказал: «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения стали традиционным и значимым событием в нашей молодой епархии. Это уже пятые Чтения, на каждых мы обсуждаем широчайший круг вопросов, однако почти всегда одна из тем была ведущей – в центре нашего внимания оказывались наука, культура, школа, проблемы воспитания, здравоохранения.
Задача чтений и в том, чтобы находили свое применение конкретные предложения этого форума, и в том, чтобы все больше новых подвижников проникались самой идеей православного просвещения». За пять лет расширилась география участников Чтений: «…мы рады приветствовать гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Курска, Рязани, Петрозаводска», — отметил Владыка. — Значительно увеличилось их количество: сегодня в работе Чтений примут участие более четырехсот представителей, вдвое по сравнению с первыми Чтениями увеличилось число секций, сейчас их уже десять». Владыка указал на то, что «…только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе… Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность естественно обращаться к молодому поколению – через проповедь, школу, средства массовой информации».
Воспитание и образование являются социальными институтами передачи опыта от одного поколения к другому. На переломных этапах развития обнажаются вопросы исторических корней и культурных традиций. Сегодня на всех уровнях признается, что отечественное образование базируется на идеалах христианства, которые были искусственно выведены за рамки социальной жизни. Мы имеем возможность обратиться к живительным истокам отечественной педагогики. Ректор ЛГПУ профессор П.Г. Бугаков отметил, что «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения – это не только площадка для дискуссий о воспитании и образовании, но и сам путь поиска образовательной и культурной стратегии». Павел Георгиевич процитировал слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Сегодня… сила влияния телевидения, интернета, безбрежного моря аудио- и видеопродукции во много раз превосходит влияние семьи, школы, других общественных институтов. Человеку… стало непросто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязываются извне.
Мы должны помочь ему разобраться в том, что правильно, а что не правильно, что хорошо, что плохо, ради чего стоит жить и ради чего можно умереть. Мы должны помочь ему обрести Истину, ту Истину, которая заключает в себе знание о человеке и окружающем мире, способное утвердить и обогатить человеческую жизнь, а не разрушить ее. Истину, которая даст возможность молодому человеку направить свою энергию на созидание и приумножение великой культуры и великой державы, созданной нашими предками».
Игумен Стефан (Киселев) рассказал о некоторых значимых событиях епархиальной жизни в прошедшем после IV Чтений году и указал на особую важность того, что V Чтения проходят в стенах педагогического университета, т.к. доброе воспитание души – главное назначение выпускников этого вуза. А «от доброго воспитания добрые плоды следуют: родителям радость и утеха…, честь и похвала фамилии, подпора отечеству», — утверждал святитель Тихон Задонский.
О перспективных направлениях взаимодействии государственной и церковной систем образования говорил на пленарном заседании кандидат богословия протоиерей Олег Безруких. Он указал на то, что в своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно подчеркивал, что приветствует расширение сети высших богословских учебных заведений и поддерживает модель соединения церковного богословского и светского научного потенциала, поскольку это взаимодействие было рождено самой жизнью. «Такой симбиоз, — говорит Его Святейшество, — является естественным и исторически предопределенным. Потому что ослабленная в своем богословском потенциале в период государственного атеизма Русская Церковь стала нуждаться в наше новейшее время в опоре на светскую науку». О. Олег убедительно показал, что и светской науке полезно иметь соприкосновение с богословием в рамках университетов, обратив внимание аудитории на то, что в старейших университетах мира есть богословские факультеты. «Если мы стремимся, чтобы наше университетское образование соответствовало общемировому уровню, чтобы дипломы российских университетов высоко котировались и признавались во всем мире, мы должны учитывать это обстоятельство». Главное же в том, что назрела и реально обозначилась необходимость подготовки специалистов подобного профиля. В Липецкой области для организации учебного процесса по их подготовке имеется необходимый ресурс и готовность как со стороны вузов, так и со стороны ученого духовенства. О. Олег привел в своем докладе фрагмент выступления на Всероссийской конференции в Калуге заместителя министра образования и науки Российской федерации И.И. Калины: «Сегодня Церковь в лице хорошо подготовленных священнослужителей оказывает неоценимую помощь российской школе в деле духовно-нравственного воспитания учащихся. Верю, что мы доживем до того дня, когда в свою очередь Церковь обратится за поддержкой к российской педагогической науке, и мы с удовольствием окажем любое содействие».
Актуальным аспектам наследия святителя Тихона Задонского, на которые могла бы опереться современная педагогика, посвятил свой доклад кандидат богословия иеромонах Гавриил (Мельников). Анализ учения святого показывает, что в основе всякой педагогики должна лежать любовь учителя к ученикам, воспитателя к воспитанникам, преподавателя к предмету и т.д. Всякий профессионализм, и в первую очередь педагогический, должен быть изнутри согрет теплом.
Идея всеобщего педагогического служения тесно соприкасается с христианским бережным отношением к каждой душе, а вопрос воспитания человека напрямую связан с вечной участью его бессмертной души. И от педагога зависит, какой будет эта участь. О. Гавриил привел слова святителя Тихона, обращенные к родителям: «Бог не взыщет с тебя, учил ли ты детей своих светской политике и иностранным языкам, но взыщет, учил ли ты их по-христиански жить, наставлял ли ты их благочестию… Горе юным детям, но вдвойне горе отцам, которые соблазнами своими подают повод ко всякому злу. Лучше человеку не родиться, чем родиться и в вечной погибели быть». На это чрезвычайно сильное утверждение Задонского подвижника о. Гавриил указывает как на ясный примат нравственных требований. «Добрая нравственность есть стержень, ядро истинной педагогики, ее суть. Основа становления гармоничной и светлой личности».
В русской религиозной философии существует принципиальный тезис о том, что вера является ключевой особенностью ментальности русского человека. «Православие дало русскому народу живое желание нравственного совершенствования. Стремление внести во все начало любви, веру во второстепенность материального и в бессмертие личной души, открытую живую совесть, дар покаяния, искусство страдать и терпеть, неутомимый голод по религиозному осмыслению всей жизни и всего мира сверху донизу… И главное: непоколебимую уверенность в возможности и необходимости единения человека с Богом», — писал Иван Ильин. Представляя духовное воспитание как стержень формирования личности, Ильин напоминает всем, кто причастен к воспитанию, что должно воспитывать в человеке духовность и укреплять ее. Эту важную тему на пленарном заседании Чтений ярко и убедительно осветил профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена И.Ф. Гончаров.
Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, говорил о стратегии работы Церкви с молодежью. «Нам есть, что сказать миру, и важно, чтобы молодежь получила опыт – в Церкви интересно». Он обратил внимание на необходимость понимания другого информационного и культурного пространства, в котором живет молодежь, на важность освящения его Светом Православия: «Евангельские события должны наполнить смыслом каждый день».
После пленарного заседания состоялся праздничный концерт, посвященный пятилетию Чтений. Зрители очень тепло приветствовали Хоровую капеллу мальчиков, народного артиста России А. Безденежного, ансамбль «Мозаика».
В перерыве участники могли приобрести новинки православной педагогической и медицинской литературы, особый интерес вызвал стенд методического кабинета епархии. У представителей Свято-Успенского Липецкого монастыря можно было познакомиться с уникальными книгами покойного игумена Афанасия по истории монастырей и храмов нашего края, его поэтическим наследием. Также в фойе была организована выставка работ иконописной студии епархиального духовного центра «Возрождение».
Участники Чтений обсуждали широкий круг вопросов, отражающих проблемы современного общества. Эти вопросы – в названиях секций: «Духовно-нравственное воспитание и образование в высшей школе», «Духовные традиции русской педагогики», «Наследие Святителя Тихона Задонского в современном образовании», «Предметы духовно-нравственного содержания в средних образовательных учреждениях», «Молодежь и нравственно-социальные проблемы», «Идейно-воспитательное значение русской литературы», «Православие в истории и культуре России», «Духовно-нравственное просвещение детей и молодежи в воскресной школе», «Пути развития Русской школы», «Взаимодействие Липецкой и Елецкой епархии с вузами региона».
- СЕКЦИЯ «Проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в высшей школе»
- СЕКЦИЯ «Наследие святителя Тихона Задонского в современном образовании»
- КРУГЛЫЙ СТОЛ «Молодежь и нравственно-социальные проблемы»
- СЕКЦИЯ «Православие в истории и культуре России»
- СЕКЦИЯ «Духовно-нравственное просвещение детей и молодежив воскресной школе»
- СЕКЦИЯ «Пути Русской школы»
В работе секции приняло участие свыше 30 человек. С докладами выступили ученые из вузов Москвы, Липецка, Курска, Мурманска, педагоги и психологи образовательных учреждений, студенты.
Докладчиками были подняты актуальные проблемы:
— преемственности поколений и духовно-нравственного развития молодежи в современной России (Аванесова Г.А., профессор МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва);
— необходимости целенаправленной и систематической образовательно-воспитательной работы с молодежью, ориентированной на традиционные ценности православной культуры (Безбородова Н.Я., доцент ЛГПУ, Липецк);
— особенности освещения экклезиологической проблематики в курсах религиоведения и основ православной культуры в светских вузах (Сеньчукова М.С., ассистент МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва);
— реализации духовно-нравственного потенциала социального образования в современной России (Гулюкина О.Н., доцент ЛГПУ, Липецк);
— роли духовно-нравственной культуры личности в профессиональном становлении специалистов социальной сферы (Маскалянова С.А., доцент ЛГПУ, Липецк);
— взаимосвязи нравственного воспитания и психологического развития личности в образовательном пространстве (Тарханова А.А., педагог-психолог МОУ СОШ № 66 г. Липецка);
— влияния современных средств массовой информации на формирование личности молодого человека (Горбунова А.А., студентска ЛГПУ, Липецк) и др.
Во всех докладах была выражена общая мысль – образовательная и воспитательная работа с молодежью приносит «добрые плоды», если опирается на национальную духовно-культурную традицию, укорененную в православии. Выступающие указывали на настоятельную необходимость включения в образовательные программы вузовской профессиональной подготовки специальных курсов, ориентированных на формирование компонентов духовно-нравственной культуры личности. Анализировался и обобщался опыт подобной деятельности на кафедрах и факультетах Липецкого государственного педагогического университета, Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Курского государственного университета и др.
Заинтересованное обсуждение заявленных докладчиками проблем продолжилось в прениях. Было рекомендовано опубликовать материалы наиболее интересных докладов.
Завершая работу, участники секции обсудили возможности дальнейшего сотрудничества, выразили удовлетворение состоявшимся обсуждением и поблагодарили организаторов Чтений за предоставленную возможность продуктивного профессионального общения.
В работе секции принимало участие 30 человек, в основном учителя образовательных школ города и области.
На секции было заслушано 6 докладов. Все они представляли интерес по своему содержанию и практической направленности. Выступающим задавались вопросы, порой вопросы содержали и размышления. Такая организация работы секции позволяет судить о духовном контакте аудитории и выступающих.
Из выступлений следует выделить доклады иеромонаха Гавриила (Мельникова), М.А. Крутикова, К.О. Филимонова и др.
Иеромонах Гавриил (Мельников) обозначил идеи святителя Тихона Задонского, представляющие актуальность для современной педагогики, в частности необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, внимания семьи к воспитанию детей. Отец Гавриил отметил, что в современной практике воспитания утрачена идея общественного служения.
Особенность работы данной секции состояла в том, что в ней приняли участие студенты ЛГПУ и ЛГТУ. Ценность их выступлений заключалась в видении проблем воспитания детей и молодежи. Так, Илья Хечиашвили, студент ЛГТУ, в своем докладе утверждал необходимость воспитания подрастающего поколения на примере христианских подвижников и выдающихся полководцев, ученых, писателей. Большое внимание в его выступлении было уделено святителю Тихону Задонскому как русскому положительному типу.
Аспирант ЛГПУ М.А. Крутиков, исследуя проблему сохранения здоровья школьников, обратился к святоотеческому наследию и выявил педагогические приемы, формы и методы воспитания подрастающего поколения, которые могут быть использованы в современной педагогической практике.
Студенты ЛГПУ К.О. Филимонов и Ю. Набатникова охарактеризовали образ народного благочестия и показали, что он может способствовать сохранению духовно-нравственного здоровья семьи и детей.
Всеобщий интерес аудитории вызвало выступление руководителя школьного музея им. М.К. Щербак (МОУ СОШ № 14) Т.В. Золотаревой, которая рассказала об опыте духовно-нравственного воспитания кадетов на уроках основ православной культуры и их активной деятельности в школьном музее. Кадеты принимают участие в подготовке и проведении праздников (Дни памяти Александра Невского, День Победы, 23 февраля и т.д.). Целенаправленная деятельность по духовно-нравственному воспитанию способствует формированию у кадетов традиционных национальных качеств: любви в Родине, готовности к защите Отечества, соборности, дисциплинированности, ответственности и др.
Доклад профессора ЛГПУ З.В. Видяковой был посвящен использованию наследия святителя Тихона Задонского в воспитании будущих учителей. Зинаида Васильевна отметила, что в процессе подготовки педагогов необходимо раскрывать им духовно-нравственный потенциал русской литературы, истории педагогики, отечественной истории и других предметов в воспитании подрастающего поколения. Для выполнения данной задачи необходимо глубокое убеждение учителя в важности духовно-нравственного воспитания, осознание ответственности за судьбу молодежи и Отечества, вера в силу национальных традиций в подготовке молодежи к жизни.
В качестве гостя на секции присутствовал полковник, летчик-снайпер, заместитель председателя областного комитета ветеранов войны и военных действий И.Г. Томилин. Он поделился опытом военно-патриотического воспитания учащихся начальных классов МОУ СОШ №14. Свою работу Иван Григорьевич строит не только на словесных методах воспитания учащихся, но и организует для них экскурсии в музей Липецкого авиацентра, встречи с летчиками, ветеранами Великой Отечественной войны и воинами интернационалистами.
После праздничного концерта, посвященного пятилетию Чтений, медицинская секция отправилась в Липецкий медицинский колледж. Гостей — членов епархиальной комиссии по связям с медицинскими учреждениями и Липецкого Общества православных врачей — здесь ждали, ведь и в прошлом году секция работала именно в этом колледже. Священники и православные врачи разошлись по трем разным аудиториям беседовать со студентами.
В каждой аудитории встреча быстро превратилась в живой разговор. Студенты задавали вопросы и сами отвечали на вопросы, которые задавали гости.
«Скажи жизни «Да»!» — таков был девиз. Скажи жизни «Да!» — и ты поймешь, сколь вредны, губительны никотин, алкоголь, наркотики. Здесь не только о твоем здоровье речь, а и о дороге твоей жизни. Все эти пороки часто ведут к блуду, а блуд — это аборты, загубленные жизни так и не родившихся детей, которых она и он убили, разрушенные семьи… Надо быть хорошо осведомленным и о некачественных продуктах. Невозможно же наварить столько пива, сколько сейчас потребляется, и один из способов его изготовления сегодня — вода и порошок-химикат.
Как все это воздействует на организм, на душу! Так говорили священнослужители, и тут же подтверждали православные врачи.
Отец Сергий Косых, секретарь епархиальной комиссии по связям с медицинскими учреждениями, настоятель прихода храма преподобного Сергия Радонежского, процитировал Первое соборное послание святого апостола Петра: «…Уклоняйся от зла и делай добро…» (1 Пет 3, 11).
— Я болею за нашу страну, — сказал батюшка, — но не в том смысле, когда свистят на трибунах стадионов, хотя переживаю за спортсменов тоже. Я болею за людей, чтобы у них получалось всё хорошее. Человек хочет добра, но без Бога оно не получается. Можно искать причину своих неудач в нем, в ней, в них, а причина — в нас самих. В 36-м псалме есть такие слова: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36, 3-4) — это о том же.
О духовных аспектах искусственного прерывания беременности говорили Галина Николаевна Провоторова, кандидат медицинских наук, главный врач Липецкой Центральной клинической больницы, и Юрий Анатольевич Старых, главный врач Липецкого областного детского санатория «Мечта». О понятии духовно здоровой семьи — Павел Николаевич Малыхин, кандидат медицинских наук, главный врач Липецкого родильного дома № 1, о счастье материнства и здоровье женщины — Ольга Викторовна Давыдова, гинеколог, заместитель главного врача ЧУ «Учебно-профилактический и медико-просветительский центр». А вот еще тема — «Вирус игромании и качество жизни современного человека». Об этом говорил Вячеслав Юрьевич Колягин, заведующий отделением Липецкого областного наркологического диспансера.
Врачи и священники приводили много примеров из своей практики (разумеется, не называя лиц, имен), когда невоздержание, неправильно понятая людьми свобода сказывались на всей их жизни, на будущем их детей. Человек должен получать радость от семейной жизни. Господь определил, что у мужчины — одна жена, а у женщины — один муж, и вот этого единственного человека найти без Божией помощи невозможно. А если мы ведем богопротивный образ жизни, то есть не сообразуем свою волю с волей Творца, задача многократно усложняется. И после того, как образовалась семья, такие сложные процессы происходят! Например, зачатие ребенка. Как важно состояние женщины и состояние мужчины! Какая роль лежит на будущем отце, будущей матери, когда она вынашивает в своем чреве плод! Какие повреждения можно нанести! Важно и состояние будущей женщины, будущего мужчины до брака. Как они живут, к чему стремятся? Они должны беречь себя для будущих поколений. Каждый из нас может внести свою лепту в здоровье нации, в здоровье России, когда сам отвергнет излишества, вредные привычки.
Студенты задавали вопросы о посте, ведь идет Рождественский пост. О молитвах, как молиться? О Таинствах Церкви — о Таинстве крещения и Таинстве брака.
Все студенты получили новую книжку, выпущенную, по благословению Владыки Никона, епархиальной комиссией по связям с медицинскими учреждениями и Обществом православных врачей. «Ты и я вместе, с молитвой» называется она, и речь в ней — о первых чувствах, о зарождающейся любви, о том, как юноше и девушке прийти к благочестивому православному браку.
…Уходили под музыку — «Аллилуйя любви!» из рок-оперы «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова в знаменитой постановке Марка Анатольевича Захарова. На экране — финал спектакля.
Уклоняйся от зла и делай добро — себе, детям своим, стране. Священники и православные врачи покидали медицинский колледж с надеждой, что этот кажущийся простым, но на деле такой сложный призыв найдет отклик в душах студентов.
Секция «Православие в истории и культуре России» работала в этом году впервые. Заседание прошло в благожелательной и заинтересованной атмосфере. Все доклады и сообщения были выслушаны с большим вниманием.
Особенно благоприятное впечатление произвело выступление Т.Т. Телепневой-Мартыновой (Москва) совместно с о. Николаем Стаднюком из г. Данкова, посвященное работе по возрождению Покровского Данковского монастыря. Все участники заседания приветствовали подвижническую деятельность Т.Т. Мартыновой по воссозданию истории монастыря и изданию книги, ему посвященной. Кроме того, интерес вызвали доклады профессиональных историков, остановившихся на отдельных проблемах истории Русской Православной Церкви – В.Н. Томилина и А.А. Гунькиной.
Выделение секции, посвященной православию в истории и культуре России, является оправданным и после опыта сего года ее работа может быть чрезвычайно интересной и важной, как в общеобразовательном, так и в научном аспектах.
В ходе итогового обсуждения все участники работы секции поддержали следующие предложения в резолюцию Задонских Свято-Тихоновских образовательных чтений:
- Обратиться к соответствующим властям с предложением о введении в учебные планы высших и средних профессиональных учебных заведений учебного курса «История Русской Православной Церкви»;
- Шире привлекать молодежь, и не только студенческую, к участию в работе Свято-Тихоновских чтений, для чего создать специальную молодежную секцию;
- Привлечь священнослужителей Липецкой и Елецкой епархии для чтения в вузах области курсов (в качестве факультативов), посвященных истории православной культуры;
- Распространить в средних общеобразовательных учебных заведениях области уроки краеведения, в которые включить занятия по истории Липецкой и Елецкой епархии.
Работа секции «Духовно-нравственное просвещение детей и молодежи в воскресной школе» проходила в теплой атмосфере взаимопонимания и заинтересованности. Участники обменивались опытом, обсуждали назревшие проблемы.
Большой интерес вызвало выступление гостя из Петрозаводска – сотрудника Духовно-просветительского центра во имя св. прп. Александра Свирского Натальи Петровны Степановой, которая рассказала о формах работы Центра.
Юля Васильевна Кушпетовская, директор воскресной школы при Вознесенском соборе г. Ельца, особенно эмоционально говорила о значении Литургии и роли Слова Божия в воспитании учащихся.
Александра Юрьевна Друговская, доктор исторических наук, профессор кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета, рассказала об истории возникновения и развития воскресных школ в России.
Екатерина Юрьевна Емельянова, старший преподаватель ЛГПУ, в своем выступлении подчеркнула роль включения учащихся в творческую деятельность, важность мотивации, постановки сверхзадач, их решения через жизненные ситуации.
Большой практический интерес вызвала презентация рабочей тетради, разработанной Галиной Александровной Трубицыной, преподавателем Закона Божиего в ВШ Никольского храма г. Липецка.
Члены Комиссии по канонизации святых Липецкой и Елецкой епархии предложили активно включать учащихся воскресных школ в изучение подвига новомучеников, церковной истории родного края.
Участники секции пришли к выводу о необходимости активнее обмениваться опытом работы, устанавливать связи с воскресными школами и просветительскими центрами других епархий. Поддержку встретило предложение о проведении православных фестивалей, творческих вечеров, организации курсов алтарников, звонарей, чтецов, певчих.
Заседание секции «Пути развития Русской школы» состоялось в МОУ гимназии № 12 города Липецка. Среди присутствовавших был Иван Федорович Гончаров, директор учебно-методического Центра национального образования, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, вдохновитель и создатель Всероссийского движения «Русская школа», которое он назвал «спасительной идеей России».
Сегодня программа «Русская школа» приобретает все более широкий размах. У нее появляются сторонники и союзники во всех регионах страны.
Отрадно, что уже в течение нескольких лет коллектив гимназии № 12 последовательно, вдумчиво, творчески работает по этой программе, выполняя великую задачу духовно-нравственного воспитания личности. Учебно-воспитательные модули Русской школы И.Ф. Гончарова также используются в Липецкой специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате III-IV вида.
Опыт этих учебных заведений оказался по-настоящему бесценным. Есть надежда, что по этому пути пойдут коллективы других школ города и области.
Программа секции «Пути развития Русской школы» была плотной и разнообразной, ее работу благословил протоиерей Алексей Калинин, клирик Христо-Рождественского собора г. Липецка.
Руководитель программы «Русская школа», заместитель директора гимназии № 12, М.С. Щурко в своем докладе подчеркнула, что русская школа, являясь основополагающим явлением в жизни России, «зиждется на соборном осмыслении ее исторического опыта», на духовно-нравственном понимании человека и мира, на православной культуре. Россия имеет богатые традиции духовного просвещения. И как важно именно сегодня, когда потеряны высшие ценности, найти возможности воспитания человека через просвещение ума и сердца, опираясь на возрождающийся святоотеческий опыт становления личности.
Участница секции О.В. Охват, учитель русского языка и литературы гимназии № 12, предложила поразмышлять о том, насколько сегодня актуально говорить о Русской школе. Ольга Викторовна в своем докладе отметила, что концепция Русской школы должна стать общеполагающей в системе образования русского школьника.
Учитель истории МОУ СОШ № 20 О.И. Фурлова в своем докладе акцентировала внимание на важности патриотического воспитания учащихся, заметив, что ключевыми качествами русского народа всегда были соборное единение, жертвенный патриотизм, абсолютная доброта, приверженность идее справедливости, обостренное чувство любви к родному очагу.
Интерес вызвал у всех присутствовавших доклад учителя русского языка и литературы Н.В. Шубиной, который был посвящен проблеме сохранения чистоты русского языка. «Душа безбуковна мертва», – провозгласил некогда один из создателей славянской азбуки Константин-Философ. Изъятие или изменение даже одной буквы в алфавите не безразлично для сознания носителя языка. Так неизмеримо высока роль русского языка в нашей жизни. Наталия Владимировна в своем докладе отметила, что сохранение родного слова в сущностных его чертах должно стать одной из главных задач нашей национальной политики, поскольку речь дает возможность выразить многообразие знаний о мире и созидательной роли личности. Не возникает сомнений, что ситуация сегодняшнего дня требует принятие Закона об охране и защите русского языка, который с нетерпением ждут все, кто радеет о судьбе своего Отечества.
Заместитель директора Липецкой специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната III-IV вида, Заслуженный учитель России Горбунова Г.И., и группа учителей из школы-интерната: В.П. Скачкова, В.Ф. Кропотова, С.Н. Данилова – убедительно говорили, что в рамках программы «Русская школа» стало возможным развивать не только интеллектуальный и творческий потенциал учеников, но и, как призывал святой праведный Иоанн Кронштадтский, «не оставить без внимания сердце» ребенка. Именно «Русская школа» дала возможность говорить с учащимися о великих православных святынях, о семейных традициях благочестия, о личной ответственности каждого за свой нравственный и духовный облик, а с учителями – о возможности воспитания на основе богатейшего опыта русского народа-богоносца.
В школе-интернате преподаются новые национальные предметы. В курсе «Светочи России» происходит знакомство учащихся с великими личностями, которые составляют гордость нашего Отечества, являя пример чистоты помыслов и высоты духа. Узнавая о мученической кончине первых русских святых Бориса и Глеба, о древнерусском иконописце Андрее Рублеве, написавшем истинно богословскую икону «Троица», о житии и подвигах молитвенника и заступника земли Русской Серафима Саровского, о героической судьбе великого русского полководца М.И. Кутузова, ребята по-иному, просветленным взглядом, смотрят на историю своей Родины. Недаром Н.М. Карамзин говорил, что «история в некотором смысле есть священная книга народов: главное, необходимое зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример будущего».
В выступлении кандидата психологических наук, доцента ЛГПУ Безбородовой Н.Я. прозвучали слова о необходимости духовно-нравственного воспитания молодежи на традициях русской культуры. Культура – душа народа, через нее народ сохраняет себя. Отказ от «отцовской» культуры может повлечь за собой гибельные последствия. Оторванность современного человека от корневой системы приводит к утрате душевного здоровья, к внутренней дисгармонии, опустошает личность, прерывая связь человека с Богом.
Все присутствовавшие, гости и участники секции «Пути развития Русской школы», единодушно признали, что опыт гимназии № 12 г. Липецка и Липецкой специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната III-IV вида является ступенью к возрождению нашего национального достоинства. Ведь выстраивая, по крупицам, по бревнышку собирая наш общий русский духовный дом, мы выстраиваем и собственные души.
Святитель Григорий Богослов писал: «Говорить о Боге – великое дело, но еще лучше – очищать себя для Бога». Именно на этот традиционный для России путь направляют российскую педагогическую науку и школу творения святых отцов и в первую очередь – святителя Тихона Задонского. Важно только хорошо знать и умело использовать это бесценное сокровище.
Важно помнить и предостережение почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что «от того, как мы справимся с задачей образования и воспитания… и насколько уясним цели, стоящие перед нами не только на ближайшее время, но и в перспективе, зависит само существование нашего народа: если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не создадим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувства веры и любви, искания правды Божией – и не будет России на свете».
По традиции Чтения завершились поездкой в Задонск, к мощам святителя Тихона. Владыка Никон отслужил молебен у раки с мощами Чудотворца. А затем, после общего снимка у памятника свт. Тихону Задонскому, для участников Чтений были открыты двери Трапезного храма, который еле вместил всех гостей. Во время трапезы Владыка и ректор ЛГПУ Павел Георгиевич Бугаков поблагодарили организаторов Чтений, вручили им грамоты и памятные подарки. Особенно тронули наши сердца духовные песнопения в исполнении Владыки и матушек монастыря. Прием правящего архиерея, его гостеприимство, доброта, внимание и любовь надолго запомнятся всем присутствовавшим.