"Духовно-нравственные основы патриотического воспитания"
17-18 ноября 2006 года по инициативе Липецкой и Елецкой епархии и лично Епископа Липецкого и Елецкого Никона состоялись II Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения, которые стали совместным проектом епархии и администрации области. Участие в подготовке и проведении форума приняли Департамент образования и науки Липецкой области, Институт развития образования, Управление здравоохранения Липецкой области.
В этом году Чтения были посвящены теме «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания». В работе конференции приняли участие около 300 представителей духовенства, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, директоров и преподавателей воскресных школ, медицинских работников, учителей общеобразовательных школ, а также руководителей районных и городских органов управления образованием.
За годы так называемых реформ в России изменились общественные устои, произошло социальное расслоение общества, растет безработица, ведется целенаправленная пропаганда насилия, наживы. В такой ситуации трудно взращивать в детях духовность, чувство патриотизма, любовь к Отечеству. Мало изменить умы людей, надо еще воспитать их души. Это одна из важнейших задач, которые стоят перед нами сегодня и которые мы обязаны решить. Недаром сказано: «Воспитывать — значит определять судьбу нации».
По уже сложившейся традиции Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения проходили в течение двух дней. В первый день гостей форума принимали в стенах Департамента образования и науки администрации Липецкой области.
Перед началом пленарного заседания в фойе для участников Чтений была устроена выставка работ, подготовленная учащимися воскресных школ. Работала книжная лавка, где можно было приобрести православную и методическую литературу, а также компакт-диски по соответствующей тематике.
Тематика Чтений получила многоплановое освещение на пленарном заседании (патриотизм в православном и светском понимании, духовные истоки русского патриотизма, роль семьи в патриотическом воспитании личности, духовно-нравственные аспекты подготовки подрастающего поколения к службе Отечеству) и вызвала плодотворное обсуждение в ходе работы секций.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий, принявший участие в Чтениях в качестве почетного председателя, в своем приветственном слове вспомнил строки Священного Писания: «Господь сказал своим апостолам: «Идите и научите все народы» (Мф.28,19). Далее Владыка пояснил свою мысль: все то, что было нам дано историей, Православием, — мы в советские годы растеряли. А теперь вновь все собираем по крупицам, чтобы преподнести нашим ученикам. И в этом деле как нельзя лучше помогает сочетание программ светских и богословских — именно такое взаимодействие ведет к истине. «Жизнь мира сего увлекает человека. И для него превыше всего становится то, чем он живет сейчас, в эту минуту. Но преходящее не может дать душе истинную радость и утешение. Прийти же к пониманию основ веры трудно, но только в Боге мы можем найти ответы на многие вопросы. Будем познавать Бога и через эти Чтения передавать познанное детям. Нам дано Слово, и этим Словом мы должны призывать к спасению», — завершил приветственную речь Преосвященнейший Никон.
О том, что российская жизнь утратит стержень без Православия, говорили многие выступавшие на Чтениях. Председатель департамента образования и науки Юрий Николаевич Таран, вспомнив слова великого русского учителя Константина Дмитриевича Ушинского о православной почве, на которой выросла современная педагогика, подчеркнул, что без утверждения в нашей жизни нравственности и духовности невозможно ни политическое, ни экономическое развитие общества. А возрождение национальной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания возможно только в союзе Церкви и светских институтов. Обратившись к истокам русского патриотизма, Ю.Н. Таран отметил его неразрывную связь с Православием, которая в начале XIX века была выражена министром народного просвещения графом С.С. Уваровым в формуле «Православие. Самодержавие. Народность». Эта идея лежала в основе исторического развития нации, помогала одерживать победы над многочисленными врагами Отечества. И сегодня духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без восстановления этой национальной идеи.
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН (г. Москва) Владимир Николаевич Катасонов заметил, что России предстоят серьезные проблемы: национальные неурядицы, развитие ядерного оружия и прочие катаклизмы. Сейчас, судя по нашему телевидению, наступило время смехачей, которые бездумно высмеивают все сразу. Исконная же русская культура, основанная на христианстве, находится как бы под спудом. Соответственно, усваиваются в первую очередь те нравственные категории, что никак не связаны с нашими национальными традициями. И потому современный подросток порой лучше ориентируется в скандальных перипетиях жизни звезд мирового шоу-бизнеса, чем в истории своего Отечества. На что надеяться? «На православие и Бога, — уверен доктор философских наук. — Ибо на вопрос: как жить? — можно ответить: только с Христом в душе».
Особый интерес у участников чтений вызвало выступление еще одного московского гостя — заведующего отделом учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, ректора Института экспертно-образовательных программ и государственных и конфессиональных отношений иеромонаха Киприана (Ященко). По данным статистического опроса, проведенного возглавляемым им институтом, до девяноста шести процентов молодежи в возрасте 14-15 лет относятся к деятельности Православной Церкви лояльно, причем независимо от того, крещеные они или нет. Как писали в одной из газет, поколение «пепси» выбирает Православие. И это не преувеличение, — отметил отец Киприан. Рассказал о. Киприан и о программе «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России 2006-2010 гг.», основным аспектом которой является сохранение и приумножение духовно-нравственного и культурного наследия России, приобщение молодежи к традициям и ценностям Православия. В заключение своего выступления иеромонах Киприан процитировал слова одного человека: «Самая главная ценность России во всем мире — православное наследие. И если мы к нему вернемся, мы будем непобедимы!», и затем огорошил участников чтений, сказав, что эти слова принадлежат… консулу США в России. Он принял Православие и даже постоянно ходит к причастию.
Основы патриотического воспитания закладываются в семье, задолго до того, как ребенок узнает само слово «патриотизм», как будет понимать, насколько важны единство и целостность его страны. И только в том случае, если эти начала заложены в нем семьей, ребенку будут потом полезны и те меры, которые предусмотрены, например, в Федеральной программе патриотического воспитания. Этой теме был посвящен доклад благочинного I Липецкого церковного округа, настоятеля Христо-Рождественского храма, руководителя Православного духовного центра «Возрождение» иерея Константина Гришина. О.Константин подчеркнул, что семейное воспитание должно включать усвоение родного языка, чтение Священного Писания, русских народных сказок, произведений русских классиков, которые закладывают основы патриотизма.
Обсуждение темы «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания» было продолжено в ходе работы секций: «Патриотизм в православном и светском понимании», «Патриотическое воспитание молодежи», «Православие и патриотическое служение русских врачей», «Русская литература и формирование мировоззренческих основ личности», «Роль воскресной школы в патриотическом воспитании личности».
СЕКЦИЯ "Патриотизм в православном и светском понимании"
Единаго отечества жителям, яко единаго
общества удам, должно… друг другу помогать
и защищать, и противу внешних врагов
единодушно вооружаться…
Свт. Тихон Задонский
В наше время часто можно услышать, что одной из причин духовного кризиса общества является ослабление, либо искаженная ориентация патриотического чувства у большей части его граждан, утрата сознания ответственности перед Родиной, национального достоинства.
Главной целью современной отечественной школы является воспитание полноценной личности, способной к созидательной духовно-практической деятельности. Это невозможно без формирования национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Личность — это человек, утверждающийся в лоне движущейся истории своего народа. Национальная идея осознается (или ощущается подсознательно) с разной степенью глубины, но без нее человек перестает быть полноценной личностью, становится как бы перекати-полем. Поэтому важная задача школы — возрождение отечественных традиций духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Русское национальное самосознание включает идею отечественного единения и согласия; идею великой Русской земли; ощущение исторического долга и преемственности поколений (служение своей вере, государству, народу); идею семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе и Родине, долге и верности; идеи Православия как уклада жизни, опирающегося на духовное единение, соборность, сострадание.
Любовь к родной земле, опиравшаяся на прочный духовный фундамент, на многовековые народные святыни, на традиционные религиозные ценности, рождала могучий русский патриотизм, идею жертвенного служения Родине, стремление «положить душу свою за други своя». Патриотизм — это прежде всего осознание Русской земли как своей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние. Это, наконец, осознание себя в ряду поколений, населявших эту землю. Это осознание формировало духовный мир национальной среды и национального характера, рождало чувство кровной причастности и любви к своему народу.
Воздействие патриотизма на развитие нашего Отечества, особенно в трудные для него моменты, было исключительно благотворным. Национальное чувство оказалось неисчерпаемым источником героизма, подвигов самопожертвования и красоты человеческого духа. Оно воплотилось в ратных делах наших предков на Поле Куликовом, в храбрости воинов Бородинского сражения. Великими патриотами были Александр Невский и Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Михаил Скобелев, Георгий Жуков… Чувство патриотизма в огромной мере стимулировало прогресс российской науки. Великая русская культура, литература, искусство творились гениями-патриотами.
Мощным средством воспитания является формирование правильного отношения к вооруженным силам Отечества. Армия есть сосредоточенная сила государства, оплот Родины. В последние десятилетия в стране сформировалось целое поколение, которое воспитывалось на негативном отношении к армии. В сознание россиян вколачивались мысли, что армия не нужна, она виновница нашей бедности, экономической отсталости. Была разрушена система военно-патриотического воспитания, начальной военной подготовки в школах. Из произведений литературы и искусства практически исчез образ защитника Отечества.
Высокая духовная сущность русского народа, наши традиции преданности Отечеству сегодня приобретают особое значение. Патриотизм призван стать важной движущей силой преодоления нынешнего кризиса российского общества. Возрождение национальной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания возможно только в союзе Церкви и светских — государственных и общественных — институтов, прежде всего образования и здравоохранения.
СЕКЦИЯ "Патриотическое воспитание молодежи"
От добраго воспитания добрые плоды следуют:
плод благочестиваго жития…, родителям
радость и утеха…, честь и похвала фамилии;
подпора отечеству.
Свт. Тихон Задонский
На секции «Патриотическое воспитание молодежи» основная дискуссия развернулась вокруг самого понятия Родины. Что такое Родина? Этот «детский», казалось бы, вопрос нелишне задать всем нам себе именно сегодня, когда молодым людям со всех сторон внушают: а что она для тебя сделала, эта твоя Родина? Зачем тебе идти в армию, защищать какую-то Родину?
Кому-то сама идея всерьез говорить о патриотизме сейчас покажется странной — о какой Родине можно говорить сегодня, когда все разворовано, предано, осквернено, когда свои же, российские СМИ ведут войну против всего, что веками составляло основу государства Российского? Какое Отечество мы должны любить сегодня? Советский Союз, которого уже нет? Российскую империю, разрушенную в 17-ом году? Или нынешнюю — обнищавшую, поруганную, забывшую о чести и достоинстве Россию? И можно ли вообще любить такую Россию?
На секции вспоминали о том, что во время Великой Отечественной войны на фронте сражались люди, претерпевшие много обид от советской власти. Но большинству из них и в голову не приходила мысль отказаться от защиты Отечества. Ведь они защищали не Родину безбожного правительства. Нет, они защищали Родину преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святого князя Александра Невского… Такие мысли, возможно, не приходили им в голову, когда они шли на врага, но они знали, что защищают землю, где похоронены их отцы и деды, где они крестились, венчались, рожали детей. И все это как-то непостижимо было связано со всеми, кто жил до них на этой земле.
Так что же такое Родина?.. Гость секции, доктор философских наук, профессор Института философии РАН Владимир Николаевич Катасонов говорил о том, что Родина — это не просто кусок земли, на которой ты родился. Чувство Родины — это прежде всего чувство родства с духовной основой, связующей народ из толпы в единое целое.
Отечество — это не только общность языка, истории, культуры, территории, но и духовная общность. В России всех нас — и верующих, и неверующих — соединяет воедино православная основа, пока еще выстраивающая всю нашу жизнь, осознаем мы это или нет. И юный солдатик, берущий в армию, на Чеченскую войну горсточку родной земли, — не песок берет, но часть той духовной мощи, что связует его с родными корнями. Русская земля освящена кровью ее защитников и мучеников, пострадавших за веру и Отечество, мощами святых угодников Божиих. Человек, не почитающий Родину, отрекается и от всех святых нашей земли, ее мучеников и исповедников.
В процессе обсуждения докладов участники дискуссии пришли к выводу, что неприязнь к своей Родине появляется от утраты ощущения единства, духовной общности со своим народом, о чем писал еще в эмиграции русский философ И.А. Ильин: «Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как блеклые листья, нигде не закрепляясь, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верными, как внешне, так и внутренне. И как часто, ах, как часто лишенный корней теряет живое чувство Отечества: ибо Отечество — это «страна отцов», об образе которой он конкретно слишком мало знает».
Если наши дети будут воспитываться американскими саентологами, мормонами и прочими сектантами, то какими глазами они станут смотреть на российскую историю, православную культуру и многое другое, что было дорого нашим предкам? То, что не удалось осуществить иноземным завоевателям, мы сами неосознанно делаем своими руками, спокойно принимая чуждые нашему народу ценности. Дай Бог, чтобы наши дети, равнодушно проходя мимо православных святынь и холодно взирая на памятники нашей воинской славы и культуры, не оказались «иностранцами» в своей стране.
СЕКЦИЯ "Русская литература и формирование мировоззренческих основ личности"
От зла уклоняйся, и твори доброе;
сего всякая книга христианская научает.
Свт. Тихон Задонский
Особое значение в решении задач духовно-нравственного и патриотического воспитания приобретает русская литература как важнейшая часть отечественной культуры, средоточие национальных духовных святынь.
Именно об этом говорилось на секции «Русская литература и формирование мировоззренческих основ личности». Русский язык и литература являются основным способом приобщения к истокам родного национального духа. Все докладчики говорили о том, что преподавание русской литературы должно строиться на основе национальных духовных ценностей и идеалов, без осознания которых невозможно полноценно понять и оценить нашу классику, неразрывно связанную с православной традицией.
Лучшие произведения русских писателей «озарены» идеями красоты-святости Родины, защиты Отечества, духовного сплочения народа, воплощают устойчивые нравственные представления о добре и зле, правде и справедливости. Как показали доклады, патриотическая тема русской земли и истории проходит через всю отечественную литературу, начиная с устного народного творчества: былин, сказок, песен. Святорусские богатыри сражались за веру христианскую, за родную землю, за русский народ. Позже это служение триединому началу русской жизни вылилось в формулу «Православие. Самодержавие. Народность». Эта идея сохранилась в народе и после Октября 1917-го года. Многие художники начала ХХ столетия (М. Булгаков, М. Цветаева, М. Шолохов и др.) писали о том, что преданность русского народа вере, царю и Отечеству была залогом прочности и благополучия России. Крушение вековых устоев православной государственности ввергло страну в кровавый хаос братоубийственной войны. Но за историческими событиями русские писатели всегда прозревали внутренний, духовный смысл. В творчестве наших земляков И. Бунина и М. Пришвина светит тайный лик Русской земли, израненной, оскверненной, но не сошедшей со своего креста. Невольно вспоминаются слова преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны: «Россия погибла, но Святая Русь жива!».
Один из докладов на секции был посвящен образу святителя Тихона Задонского в творческом наследии Ф.М. Достоевского. В этом году мы отмечаем 500-летие рода Достоевских и 185-летие со дня рождения писателя (юбилей, который прошел незамеченным). Имя Достоевского стало неотъемлемой частью православной России. Никому из писателей не удалось до такой глубины проникнуть в душу русского народа, чтобы понять: «Неправославный не может быть русским». Ему многое было открыто, он видел грозящие нашему народу опасности, но никогда не терял веры в высокое духовное предназначение России, которая «еще скажет свое последнее слово миру». Воплощением национального идеала святости, красоты народной души, народной правды стал для художника святитель Тихон Задонский.
Достоевский призывал «русских странников» вернуться в свое Отечество, к своим святыням, вновь стать русскими. Готовы ли и мы сегодня, оставшись наедине с самим собой, признаться себе, что слишком долго скитались по земле и что пора возвращаться домой?
Второй день чтений
Во второй день — это уже стало доброй традицией — участники чтений отправились в Задонск, в Рождество-Богородицкий мужской монастырь. В монастыре был отслужен молебен перед ракой со святыми мощами святителя Тихона Задонского. Кстати, в этом году, милостию Божией, святые мощи упокоились в новой серебряной раке, украшенной иконами, написанными на эмали. Новая рака изготовлена по специальному заказу в Софрино (известном на всю Россию изготовлением церковной утвари). Именно поклонение святым мощам российского Златоуста явилось духовной кульминацией чтений.
Затем последовала монастырская трапеза, во время которой гости смогли наслаждаться духовным пением женского хора (его составили сестры из соседнего монастыря). А когда сестры исполняли песню о матери, к их ангельским голосам, не удержавшись, присоединился и сам Преосвященнейший Никон.
После трапезы гости посетили Свято-Тихоновский источник.