"Святоотеческое наследие в системе воспитания и образования"
Прежде всего научить вере,
потом другим наукам.
Свт. Тихон Задонский
В основе русской педагогической мысли всегда лежало православное воспитание, сущность которого отражена в трудах Отцов и учителей Церкви. Именно этому была посвящена работа секции «Православное воспитание и образование в современной школе». По мысли Климента Александрийского, Иисус Христос есть истинный Педагог и Воспитатель всего человечества. Во всех своих творениях, как и в устной проповеди, святитель Тихон, будучи сам учеником Христовым, настаивал на подражании Ему: «Подражать Христу в Его земной жизни, в Его повседневных добродетелях, трудах, самопожертвовании, милосердии ко всем, послушании…». Учение о спасении составляет основу воспитания. Его главное правило можно выразить словами святителя Филарета Московского: давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим. Православное воспитание должно начинаться с раннего детства, ибо, по словам святителя Тихона, «этот возраст, как незлобивый, наиболее удобен к восприятию добра и зла», и поэтому «наставление в благочестии и в страхе Божием должно быть от самого младенчества, как только дети начинают хотя мало что разуметь…». Опыт духовно-нравственного воспитания в детских садах г. Липецка подтверждает эту мысль святителя.
Основной принцип православной педагогики — прежде всего научить вере, потом другим наукам. На секции были заслушаны доклады преподавателей «Основ православной культуры», опыт которых показал, что православное воспитание дает качественно новый результат деятельности, поскольку готовит человека не только к земной жизни, но и к жизни вечной.
Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения, которые проходят в Липецкой и Елецкой епархии с 2005 года, — это не только значимый образовательный форум нашего региона, на котором обсуждаются вопросы духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, это, прежде всего, — опыт соборности и сотрудничества, «праздник духа и святости», который дарят липчанам и гостям организаторы конференции.
Духовное значение этого события трудно переоценить: сам святитель благословил молодую епархию на путь возрастания в трудах просвещения и доброделания.
Много на Руси прославлено святых, которые предстательствуют перед Богом за нашу землю. Они постоянно — и при жизни на самой земле, и после преставления ко Господу — являют собой молитвенную жертву за народ. Но есть среди них люди, святость которых совершенно особая. Они выражают саму душу народа, являют корень, основу народной святыни. Они были, есть и будут всегда подлинными духовными отцами народа. Таков был святитель Тихон — истинный подвижник, благодетель, учитель и духовный писатель, творения которого до сих пор являются «духовным сокровищем» для всех, кто стремится исполнять Волю Божию.
Еще при жизни вся Русь знала святителя Тихона как величайшего чудотворца. И в наше время люди со всех концов земли приезжают в Задонск, прикладываются к мощам, заходят в келью святого, купаются в источниках и по молитвам угодника Христова получают благодатную помощь и исцеление.
Начиная всякое дело, призывай имя Господа
Бога твоего и начинай с молитвы…
Свт. Тихон Задонский
В Православной Церкви сложилась традиция проводить конференции, посвященные памяти особо чтимых святых данной местности: Глинские, Феофановские чтения и другие. Среди сонма подвижников благочестия, оставивших после себя богатое духовное наследие, ярко сияет имя святителя Тихона Задонского, еще при жизни снискавшего славу «Российского Златоуста». Поэтому идея проведения Задонских Свято-Тихоновских чтений давно витала в воздухе. В конце июля 2005г. епископ Липецкий и Елецкий Никон благословил заведующего отделом по работе с государственными органами, общественностью и СМИ иеромонаха Стефана (Киселева) начать подготовку конференции.
Уже в начале подготовки стало понятно, что это мероприятие вызвало большой интерес и получило широкую поддержку в светском обществе. Люди как будто давно ждали этого духовного форума под святительским омофором известного церковного писателя и педагога чудотворца Тихона Задонского.
Чтения дали возможность объединить священнослужителей, православных педагогов, психологов, ученых, врачей, которые уже много лет трудятся на ниве духовного просвещения, обменяться опытом использования святоотеческого наследия в целях духовно-нравственного воспитания и образования в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных и воскресных школах, высших учебных заведениях.
Торжественное открытие чтений состоялось 1 декабря в здании Департамента образования и науки администрации Липецкой области. Значимость события ощущалась уже в холле. Иконописные изображения святителя Тихона, тематические выставки и стенды, работы учащихся воскресных школ создавали атмосферу любви и доверия. Тон и направление работе конференции задал молебен, который отслужил благочинный Липецкого округа протоиерей Александр Зюзя, испросив Божиего благословения и молитвенной помощи святителя Тихона.
С приветственным словом к участникам и гостям чтений обратился Преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий, который подчеркнул неоценимое значение духовного и педагогического наследия святителя Тихона в деле воспитания подрастающего поколения. Из жития святого нам известно, — сказал Владыка, — что особое внимание в своем архипастырском служении святитель уделял заботе о детях, стараясь посеять в их сердцах семена христианского благочестия.
От лица администрации Липецкой области участников чтений поприветствовала Людмила Валентиновна Куракова. В своем слове она отметила, что рассчитывать на успех в воспитании можно, только объединив усилия государства и Церкви. Становление полноценной личности невозможно без учета отечественного опыта и традиций, заложенных в основе своей Русской Православной Церковью. Пожелав успешной работы конференции, Л.В. Куракова выразила надежду на то, что Свято-Тихоновские чтения станут доброй традицией.
Участие в чтениях представителей областной администрации и Департамента образования и науки во главе с Юрием Николаевичем Тараном свидетельствует о возрождении духа соборности, которым всегда была сильна Россия. Именно соборность, которая является душой Православия, была тем общим духовным стержнем, который скреплял бытовое, социальное, государственное, национальное, культурное и историческое единство русского народа. В условиях современной нестабильности только соборность может обеспечить восстановление всенародного, общенационального единства, мировоззренческой целостности общества и его нравственного здоровья.
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Пленарное заседание обозначило основные направления работы конференции: теоретические основы и практический опыт использования святоотеческого наследия в целях воспитания и образования молодежи; духовное наследие святителя Тихона Задонского в образовательной структуре Липецкой и Елецкой епархии; духовно-нравственное воспитание на традициях русской культуры; роль воскресной школы в современном образовательном пространстве; духовно-нравственные проблемы здоровья нации. В глубоких и содержательных докладах священники, православные педагоги, психологи и врачи говорили о необходимости обращения к святоотеческому наследию, которое является одним из наиболее действенных направлений в духовно-нравственном воспитании. Именно в нем содержатся знания о человеке и его душе, и поэтому оно может служить своеобразной педагогической энциклопедией в деле духовного формирования личности.
После обеда, во время которого участники чтений могли посмотреть выставки, приобрести духовную литературу, работа продолжилась по секциям: «Православное воспитание и образование в современной школе», «Духовно-нравственные аспекты здоровья современного общества», «Православие и молодежная субкультура», «Семья и церковно-приходская школа», «Русская словесность и Православие».
СЕКЦИЯ "Православное воспитание и образование в современной школе"
Прежде всего научить вере,
потом другим наукам.
Свт. Тихон Задонский
В основе русской педагогической мысли всегда лежало православное воспитание, сущность которого отражена в трудах Отцов и учителей Церкви. Именно этому была посвящена работа секции «Православное воспитание и образование в современной школе». По мысли Климента Александрийского, Иисус Христос есть истинный Педагог и Воспитатель всего человечества. Во всех своих творениях, как и в устной проповеди, святитель Тихон, будучи сам учеником Христовым, настаивал на подражании Ему: «Подражать Христу в Его земной жизни, в Его повседневных добродетелях, трудах, самопожертвовании, милосердии ко всем, послушании…». Учение о спасении составляет основу воспитания. Его главное правило можно выразить словами святителя Филарета Московского: давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим. Православное воспитание должно начинаться с раннего детства, ибо, по словам святителя Тихона, «этот возраст, как незлобивый, наиболее удобен к восприятию добра и зла», и поэтому «наставление в благочестии и в страхе Божием должно быть от самого младенчества, как только дети начинают хотя мало что разуметь…». Опыт духовно-нравственного воспитания в детских садах г. Липецка подтверждает эту мысль святителя.
Основной принцип православной педагогики — прежде всего научить вере, потом другим наукам. На секции были заслушаны доклады преподавателей «Основ православной культуры», опыт которых показал, что православное воспитание дает качественно новый результат деятельности, поскольку готовит человека не только к земной жизни, но и к жизни вечной.
СЕКЦИЯ "Духовно-нравственные аспекты здоровья современного общества"
Болезни без промысла Божиего не бывают.
Свт. Тихон Задонский
Лейтмотивом работы медицинской секции стала библейская фраза «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание…» (Сир. 38:1-2). Духовным основам врачевания были посвящены выступления участников заседания — священников, педагогов, медицинских работников, которые с чувством глубокой озабоченности говорили о том, что духовное здоровье общества, являющееся основой здоровья физического, в настоящее время требует особого внимания. Тревогу вызывает демографическая ситуация в стране, высоким остается ежегодное количество абортов, растет число наркозависимых больных и ВИЧ-инфицированных.
Докладчики отмечали, что сегодня назрела необходимость целостного подхода к медицине, основанного на вероучении Православной Церкви, позволяющего правильно духовно-нравственно и этически относиться к современным медицинским технологиям и направлениям. В своей профессиональной деятельности врач должен руководствоваться нравственными заповедями Евангелия: любви и сострадания, бескорыстия и жертвенности, самоотверженности и милосердия.
СЕКЦИЯ "Православие и молодежная субкультура"
Плохое воспитание есть начало злу.
Свт. Тихон Задонский
Работа третьей секции была организована вокруг проблем молодежной субкультуры, система ценностей и идеалов которой сегодня во многом враждебна ценностям национальной культуры, формировавшейся и развивавшейся в лоне Православия. У большей части современной молодежи утрачены духовно-нравственные ориентиры, позволяющие делать выбор между добром и злом, искажены представления о справедливости, милосердии, любви, патриотизме. Духовная опустошенность толкает молодых людей на путь алкоголизма, наркомании, проституции, преступного бизнеса, приводит к нарастанию числа самоубийств. Семейный уклад жизни заменяется «тусовкой» в компаниях сверстников, многие из которых вступают на путь криминального развития. Стремление заполнить духовный вакуум часто приводит юношей и девушек в религиозные секты.
Что противопоставить этим псевдоценностям? Как научить отличать Добро от зла, Истину от лжи? Над этими и другими вопросами размышляли сами молодые люди в докладах: «Влияние СМИ на молодежную субкультуру», «Проблема наркомании и ее связь с молодежной субкультурой», «Влияние компьютерных технологий на психическое развитие личности», «Сленг как часть молодежной субкультуры», «Рок-музыка — путь к свету или погружение во тьму?», «Патриотическое воспитание как фактор психологической защиты личности». В своих выводах докладчики были единодушны: только возвращение к своим истокам, национальным традициям и культуре, основанным на Православии, может способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, стать реальной основой выхода из духовного кризиса.
СЕКЦИЯ "Семья и церковно-приходская школа"
Первая забота родителей –
научить жить по-христиански.
Свт. Тихон Задонский
Исключительная роль в становлении личности ребенка принадлежит семейному воспитанию, проблемам которого была посвящена работа секции «Семья и церковно-приходская школа». В идее семьи сливаются мысли и чувства о народе и Родине, о долге и верности, целомудрии и послушании. Добрая русская семья испокон века складывалась как соборная общность. Люди, сопричастные традиционному укладу жизни, родным обычаям и отеческой вере, воссоединялись и освящались ею. Судьба человека мыслилась на Руси неразрывно с его семейным бытием. Здесь был храм рода, духовный очаг, малая Церковь.
Сегодня институт семьи переживает кризис. Утрачивается историческая преемственность и духовная связь поколений, разрушается традиционная семейная иерархия, представления о ценности семьи, целомудрии, рождении и воспитании детей. Большую помощь в восстановлении традиций русской семьи, ее воцерковлении может сыграть воскресная школа, которая воспитывает в детях христианские добродетели послушания, смирения, любви к ближним, милосердия, создает условия для духовного объединения детей и родителей.
СЕКЦИЯ "Русская словесность и православие"
Книги удерживают человека от погибели.
Свт. Тихон Задонский
Особое значение в решении воспитательных и образовательных задач приобретают гуманитарные предметы — русский язык и литература. Сознание современных школьников подвергается тотальному прессингу СМИ, «раскультуриванию» через разрушение иерархии духовно-нравственных ценностей, очернение отечественной истории и культуры, утверждение преступного и низменного как заурядного и обыденного. В этой ситуации русский язык и литература становятся основным способом противостояния антикультуре, возвращения к родному национальному духу. Классическая литература утверждает ценности любви к ближнему, к семье, к своему Отечеству и народу, приобщает к красоте мира, природы, духовному и культурному опыту поколений. Преподавание русской литературы должно строиться в контексте православной культуры, поскольку она не только вышла из Летописи и Житий Святых, но всегда хранила в себе сокровенное зерно веры. Для многих поколений наших соотечественников классическая литература была «незримой ступенью ко Христу». Она отразила религиозный опыт русского человека, его духовные искания, стремление к Истине, Добру и Красоте.
Особое внимание на секции «Русская словесность и Православие» было уделено проблеме кризиса языковой культуры, одним из проявлений которого является освобождение языка от любой морали, речевая вседозволенность. В литературный язык широким потоком хлынули жаргонизмы, сленгизмы, бранные и даже непечатные слова. Сквернословие, которое стало частью обыденной речи, свидетельствует о духовном и нравственном разложении человека. Поэтому необходимо уделять особое внимание культуре речи учащихся, воспитывать у них чувство ответственности за каждое сказанное слово.
Второй день чтений
Здесь место святое….
Свт. Тихон Задонский
2 декабря организаторы, участники и гости чтений поехали в Задонск, чтобы приложиться к мощам святителя Тихона и поблагодарить угодника Божия за благодатную помощь и предстательство. Сегодня каждому подъезжающему к Задонску уже издалека видны отливающие золотом колокольный шпиль и церковные купола восстанавливающегося из руин Рождество-Богородицкого мужского монастыря, который стал одной из духовных столиц русского Православия. Много святых мест на Руси, но здесь, в Задонской обители, ощущается особая благодать, чудо соприкосновения с миром святости, добра и любви.
У раки святителя Тихона епископ Липецкий и Елецкий Преосвященнейший Никон отслужил молебен. Владыке сослужили секретарь епархии протоиерей Василий Бильчук и духовенство. После молебна для всех участников чтений были открыты двери Трапезного храма. Удивительное гостеприимство, простота и искренность Владыки тронули сердца всех присутствовавших, а духовные песнопения матушек и братского хора вызвали умиленные благодатные слезы у многих гостей чтений.
По окончании трапезы мы сфотографировались с Владыкой на фоне памятника святителю Тихону и, в последний раз перекрестившись на монастырский храм, поехали по святым источникам, чтобы попить чудотворной, целительной воды, окунуться в купель и по милости Божией получить исцеление от телесных недугов, очиститься от душевной скверны. Свято-Тихоновский источник, по преданию, был выкопан самим святителем. Здесь, в лесной глуши, святой любил предаваться внутренней молитве, духовным и телесным трудам. Сам святитель говорил об этом месте: «Здесь место святое и весьма приятное; оно утешает дух мой радостью, точно рай земной».
Уезжали мы из обители на второй день зимы, а на сердце у всех была духовная весна.
Перезвон колокольный взлетает
Чистой медью в небесную высь…
Ах, как жаль: дорогие минуты
Незаметно для всех пронеслись!
«До свиданья, святая обитель, —
Раздается в скорбящей тиши, —
Дал бы Бог, я вернусь, отче Тихон:
Здесь осталась частичка души».